Удивительно, но это сделала Sony!

Опубликовано на сайте Инфобизнес 10 ноября 2010 года

Новость о выпуске нового телевизора фирмы SONY, снабженного встроенной приставкой GoogleTV, мне кажется, не получила достойного отклика в медиапространстве. Тем не менее, речь идет почти о революции, и прорыв плотины между традиционными путями распространения легального видеоконтента – сетями кабельного TV, спутниковым вещанием, да и просто эфирным телевидением с одной стороны и интернетом - с другой, очень сильно поменяет ландшафт видеоиндустрии.

Не то чтобы реализовать подобный функционал нельзя было прежде. Многочисленно представленные на рынке TV-приставки, Set-Top Box и прочие комбинированные устройства вполне позволяют набивать встроенный в них жесткий диск видеоматериалами любого уровня легальности; эти же устройства могут напрямую быть клиентами торрент-сетей с их совершенно безграничным запасом видео на любой вкус и даже вещать («струить», stream) видеофильмы в локальную сеть по технологии IP/TV. Способ защиты легального контента в виде встроенного в HDMI-кабели шифрования был недавно полностью и окончательно взломан; нельзя также сказать, что прижились какие бы то ни было системы цифровой защиты авторских прав (DRM, Digital Rights Management) - от DRM в версии Microsoft в свое время отказалась даже Apple, и это при том, что фирма продвигает свой собственный вариант интернет-телевидения, AppleTV, который наверняка столкнется с той же проблемой копирайта. Но совмещение в одном устройстве от SONY высококачественного HD-телевизора и приставки с подключением в интернет, да еще и по такой доступной ($600) цене, сулит интересные и не сильно просчитываемые последствия.

Удивление, что именно SONY сделала это, вызывает вот какой факт. Фирма SONY, будучи очень немаленьким производителем высококачественной любительской и профессиональной фото-аудио-видео аппаратуры (а также ноутбуков, игровых приставок, эфирных видеокамер, студийных видеомагнитофонов и видеомонтажных студий), является также солиднейшим игроком медийного рынка. Именно ей принадлежат ведущие голливудские студии – знаменитая MGM (Metro-Goldwyn-Mayer), Sony Pictures Entertainment (бывшая Columbia Pictures), а значит, и авторские права на огромное количество видеоматериала, на кинофильмы, на форматы популярных телевизионных передач, сюжетные ходы в сериалах и т.д. – то есть, на огромный пласт копирайта. Заставка «SONY Television» в начале очередного телепроекта стала привычной уже даже и на российском телевидении. Я не нашел информации о распределении уровня доходов SONY по различным видам деятельности, но подозреваю, что производство техники и лицензионные отчисления вполне сопоставимы! И вот фирма практически своими руками открывает более широкий доступ покупателям своей аппаратуры к целому миру контента сомнительной легальности.

Конечно же, будут приняты все меры по ограничению доступа к пиратской видеопродукции через телевизор с приставкой GoogleTV. Борьба с рынком нелегального аудио-видео в последнее время приносит ощутимые успехи – закрываются пиратские сайты и файлообменные сети (торрент-треккеры), идут десятки судов над их основателями, дело иногда доходит даже и до простых потребителей пиратской продукции. Я не сторонник копирайта в понимании тех компаний, кто на нем так здорово зарабатывает. Однако надо признать, что легкость доступа к какому угодно материалу через интернет сыграла свою роль, и, во всяком случае, в России цены на лицензионные диски опустились до вполне вменяемых значений. Значит ли это, что мы близки к достижению консенсуса? Не думаю. Но интернет как самый перспективный путь распространения контента медийным копаниям все равно придется оседлать (или, говоря современным языком, «монетизировать»), и делать это лучше рано, чем поздно.

Технологии сами выращивают себе могильщиков. Разумеется, в лице еще более совершенных технологий! Для повышения качества голосовой связи сотовые операторы должны были в свое время перейти на второе поколение сетей или цифровую связь (помните МСС – Московскую сотовую, аналоговую сеть первого поколения?). Таким образом, сотовые сети стали сетями передачи данных, а не голоса (недавно президент Медведев призвал военных связистов быстрее переходить «на цифру»). Для того, чтобы победить сети беспроводного доступа масштаба города, подобные Yota – а точнее, лежащий в их основе стандарт WiMax, операторам сотовой связи необходимо наращивать возможности передачи данных через свои базовые станции и быстро эволюционировать от совсем недавно внедренной технологии 3G к еще более новой LTE (Long Term Evolution). Летом произошло весьма знаковое событие. Вспомогательная услуга сотовых операторов – выход в интернет через мобильный телефон или мобильный модем - вытеснила со второго места по объему приносимого дохода передачу SMS-сообщений. Однако превращение сотовых сетей в сети в первую очередь передачи данных неизменно повлечет за собой распространение IP-телефонии через мобильники, что ударит уже не по второму, а по первому по значимости источнику дохода операторов – передаче голоса! Первым это понял МЕГАФОН, который предложил свой собственный вариант SIP-телефона, звонки по которому, особенно на дальние расстояния, тарифицируются заметно дешевле! То есть сделал попытку заработать на доступе в интернет в изменившихся рыночных и технологических условиях. Прагматичный подход! Именно ему, видимо, и следует SONY. Потому как приставка, подсоединенная к интернет, открывает такие колоссальные возможности потребления контента, что никакие «500 каналов в самом полном пакете кабельного TV от FOX» и схожие предложения от грандов рынка вещания рядом не стояли. Вот только разобраться б с пиратами!

В этом и есть основной негативный момент. Построенная на широко уже распространенной операционной системе Android, система GoogleTV будет достаточно быстро взломана. Что сделает ее неотличимой от упомянутых выше приставок в основном китайского производства, напрямую «сосущих» любой контент из торрент-сетей и вообще откуда угодно. И это то, с чем SONY придется столкнуться не позднее чем через месяц после появления телевизора с GoogleTV на рынке.

Мы должны сделать один экскурс в историю и вспомнить нашумевшее в 70-е годы «дело BetaMAX». Возникло оно на волне массового проникновения в дома средних американцев бытовых видеомагнитофонов. Что, разумеется, дало возможность записать любую эфирную передачу на кассету и смотреть когда вздумается. Или показывать друзьям. Или вообще – открыть видеосалон в гараже. Да даже простой обмен видеокассетами с друзьями снижал доходы медиа корпораций! Дело было знаковым. Истец - Universal City Studios и Walt Disney, представлявшие интересы киноиндустрии в целом – бился за свои доходы как лев с эмблемы MGM, пытаясь В ПРИНИЦПЕ запретить продажу видеомагнитофонов в частные руки! Ответчик же отстаивал право на частное использование записанных материалов – как это было с аудиозаписями в предыдущее десятилетие. После двух с лишним лет разбирательств суд признал правоту ответчика, постановив, что запись видео для личных целей является правомерным использованием (fair use). Во многом благодаря этому решению продажи видеомагнитофонов в США выросли с 30 000 устройств в 1976 году до 1 400 000 в 1981 – почти в 50 раз за 5 лет, а к 1986 году видеомагнитофон был в каждом втором американском домохозяйстве. Кто же был ответчиком в этом деле? Sony Corporation of America! Именно она разработала популярный стандарт записи видео на магнитную ленту BetaMax и выпустила первые коммерчески доступные видеомагнитофоны.

Так что фирме SONY не впервые быть на острие перемен.

P.S. Пришло сообщение о закрытии производства кассетных плееров «Walkman» от SONY. Еще одна прорывная вещь, определившая не только путь развития бытовой электроники, но и большой кусок молодежной культуры 70-80 годов – как раз тогда возник слегка зомбированный подросток-меломан, бредущий по улице с наушниками на голове.

P.P.S. По непроверенным слухам, Apple подумывает о покупке SONY! Что это как не попытка разбить союз с Google на почве интернет – телевидения? И доступиться к тому самому слою копирайта, который Apple очень неплохо научился продавать онлайн?

P.P.P.S Новости посыпались как из ведра! Google раздает 1000 приставок для разработки приложений, обкатки новых моделей интерфейса и пр. Теперь вот уж точно не соскучишься.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСУЛЬТАЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ

ТЕЛЕФОН +7 (495) 234-3379

Бесплатный телефон для звонков по России 8 (800) 250-3379
Для звонков по Москве 8 (495) 234-3379