Жители микрорайона ХХХ против представительной демократии

Не было опубликовано по просьбе владельцев проекта

Abstracts

Уильям Генри Гейтс III (а здорово начинать статью с такого звучного имени! – не правда ли) в первой (из двух) своей книге договорился до того, что Итнернет, поменяв собой очень многое в нашем мире, изменит и суть такого незыблемого и ценного института, как представительная демократия! И действительно, ведь только физическая невозможность каждого и всякого гражданина ежеминутно отвлекаться на принятие решений, касаемых жизни общества, и привела к существованию процедуры выбора народных представителей и такого рода деятельности, как публичный политик! Есть такая профессия – за других решать, как им лучше... Инетрнет способен в корне изменить ситуацию. Буде это произойдет, развитое общество, озабоченное мнением всех своих граждан, просто обязано будет обеспечить доступом во всемирную паутину (к тем временам это будет какой-нибудь пресловутый ВЕБ-3) всем, независимо от пола, возраста и так далее – тут вполне подойдут существующие формулировки из декларации независимости.

Если рядового (да и не рядового тоже) американца подобное – вполне вероятное – развитие событий радует как подтверждение и логичное продолжение незыблемых демократических принципов, заложенных в основу их государства еще 1776 году, то я бы скорее отметил невообразимый толчок, который придаст эта новая потребность – а в такой постановке скорее даже и конституционное право – индустрии Hi-Tech, равно как и образовательному уровню среднего члена общества.

Если пойти совсем немного дальше в своих фантазиях, то в недалеком будущем доступ в Инетрнет станет обязателен и для всех бытовых приборов – есть же теперь холодильники и телевизоры с подобной функцией – и отсутствие такового будет восприниматься как ущемление прав бытовой электроники. Того и гляди эти устройтсва уже совсем вскоре поимеют некий уровень интеллекта, который позволит им сбиваться в профсоюзы и прочие формы примитивной организации слабомыслящей материи для отстаивания своих свобод (как тут не вспомнить «Стиральную трагедию» Станислава Лема!). Будуще, как всегда, светло и прекрасно.

Давайте рассмотрим Интернет теперь с совершенно иной – коммерческой точки зрения. Мы должны будем отбросить все высокие слова о торжестве технологий, о мгновенном доступе к колоссальным базам знаний и прочее, и заняться двумя простыми вопросами – кто за это заплатит и в какую красивую упаковку нам следует завернуть товар, как разнообразить предлагаемые сервисы. Есть известный закон экономики, гласящий, что с течением времени стоимость природных ресурсов обязательно падает – из-за того, что интенсификация производства, возможная в других сферах экономической деятельности, сырьевую отрасль касается в последнюю очередь. Можно провести параллель и утверждать, что точно также невозможно заработать в долгсорочном плане, просто предоставляя доступ в Интернет - сырой информационный ресурс.

Небольшой расчет. Стоимость доступа к Интернет по dial-up соединению составляет сегодня порядка $1 в час. Представим себе корпорацию-российского монополиста, который присутствует во всех регинах России, который охватил подключением 10% всего российского населения, которое проводит on-line ВСЕ СВОЕ РАБОЧЕЕ ВЕРМЯ – то есть 40 часов в неделю. Подобный супермонополист, даже если предположить, что возможен такой охват БЕЗ СНИЖЕНИЯ ТАРИФОВ, будет иметь доход в год около 30 миллиардов долларов – сумма немаленькая, но, во-первых, вполне сравнимая с доходом других российских монополистов, во-вторых, вспомним о явно нереальных предположениях, сделанных выше, и, наконец, осознаем, что эта сумма ОЧЕНЬ НЕВЕЛИКА по сравнению с деньгами, которые вращаются в телекоммуникационной области на Западе (Востоке) и которые можно было бы зарабатывать и в России ПРИ ПОДОБНОМ ОХВАТЕ населения услугами – с учетом их разнообразия, качества, ориентации на разные слои населения и пр. Вывод – если хочешь зарабатывать больше, предоставляй разные услуги, добавочные сервисы и все то, за что клиент будет готов платить дополнительные деньги. Такая постановка вопроса – зачастую вопрос жизни или смерти разнообразных Интернет-проектов, которые всегда были на грани рентабельности или зачастую далеко за ней.

Собственно, подобная длинная преамбула имеет цель вполне практическую – рассказать об одном успешном Инетрнет-проекте – локальной сети московского микрорайона, работая над которым в голову и шли подобные мысли.

Вступление

Сеть микрорайона XXX задумывалась как современная высокоскоростная магистраль, способная предоставить максимальную полосу пропускания каждому абоненту и разнообразные сервисы. При расчете гарантированной скорости подсоединения одного абонента сразу же принималась во внимание такая услуга, как видео по требованию (сетевое вещание с качеством MPEG2/ MPEG4 – именно в MPEG2 передает сигнал, к примеру, НТВ+), а при создании сетевого центра – необходимость предоставить некоторым видам передаваемого трафика гарантированное качество обслуживания, прежде всего для IP-телефонии. В каждом подъезде каждого жилого дома микрорайона была создана точка доступа, к которой по витой паре подключались абоненты (скорость – 100 мегабит в секунду), а сама точка уже оптическим каналом присоединялась к сетевому центру. Использованное оборудование – Allied Telesyn в качестве подъездных коммутаторов и Cisco Systems для сетевого центра, пассивка Molex и сервера на платформе Intel от фирмы WIT. Техническая сторона позволяет потенциально подключить 25% квартир микрорайона с разбиением на независимые группы (VLAN) для изоляции трафика и создания виртуальных сообществ – например, для игры в Quake. Мы не вдаемся в технические подробности глубже, поскольку гораздо более интересной является коммерческая сторона всего этого мероприятия.

Коммерческая сторона

Начать надо с того, что микрорайон, несмотря на удаленность от центра, является современным микрорайоном с комфортабельными домами и развитой инфрастуктурой, и что еще более важно – с коммерческим жильем, приобретенным по рыночным ценам (часть квартир город, конечно, взял себе, но это небольшой процент). Вывод – мы имеем потенциально небедного клиента, готового к потреблению такой современной услуги, как Интернет.

Услуга!!! Вот ключевое слово для извлечения прибыли. Посмотрите, как рьяно операторы сотовой связи занялись предложением разнообразных сервисов своим абонентам! Особенно запомнились анекдоты по 30 центов за штуку от МТС. Причина происходящего – более чем понятна: рынок близится к насыщению, уже и так абонентов сотовой связи в Москве больше, чем стационарных телефонов, а еще надо развернуться 3ему оператору – сети МЕГАФОН. Однако если мы спроецируем вышесказанное на наш Интернет-проект, то окажется, что в нем потенциальных клиентов и вовсе изначально ограниченное количество.

Вывод – если у нас есть грядка ограниченного размера, и мы хотим извлекать больше прибыли, нет другого выхода, как научиться собирать с нее несколько урожаев в год (насколько эта фраза мягче и обтекаемей своего эквивалента – драть с клиента три шкуры!!! Наверно, в этом и есть современный маркетинг – жесткое достижение результата в мягкой и приятной для клиента упаковке, то есть форме). Итак, услуги. Тут еще надо сделать некоторое отступление и сказать вот что.

Одним из немногих, (если не единственным) ПРИЯТНЫХ моментов капитализма является очень высокая цена индивидуальности, самобытности. Об отсутствии таковой я часто тоскую на семинарах, где докладчик тупо читает все подряд написанное на слайдах презентации, а при появлении вопросов из зала – снова читает оттуда же какую-нибудь фразу, которая кажется ему наиболее близкой к теме заданного вопроса. Со мной, не сомневаюсь, подспудно тоскуют миллионы потребителей в обеих полушариях, видя перед собой длинный ряд предлагаемых им однотипных товаров и услуг.

Вы, наверное, будете удивлены, узнав, что базовый пакет абонента созданной сети ДАЖЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ доступа в Интернет! А все потому, что внутренняя сеть сама по себе достаточно интересный, разнообразный и богатый ресурс, чтобы платить за доступ в нее! И происходит этот доступ на скорости 100 мегабит в секунду! Хотя в целом – ничего особенного: чат (системный админ активно участвует), игровые сервера, библиотека, коллекция фильмов, еще – возможность заказать на скачивание файл любого размера (файлы валятся со спутника на тарелку – альтернативный и очень дешевый канал доступа специально для этой цели) и доступ к прокси в режиме оффлайн. Соответственно и внутренний трафик (бесплатный для провайдера – сеть-то локальная) составляет десятки гигабайт в сутки! Давайте теперь попытаемся подойти к ситуации с ограниченным числом потенциальных потребителей нашего пакета услуг с другой стороны и превратить этот факт из негативного в позитивный.

Как снять с клиента три шкуры, чтобы ему это понравилось

Сумасшедшие бабки (огромные деньги, а не чокнутые старушки!) тратят корпорации, производящие товары массового спроса на изучение предпочтений своих клиентов, на знания об их занятости/ цвете кожи/ политической ориентации/ среднем доходе и так далее. Ибо это все помогает ПРОДАВАТЬ. Помогает подстроить товар – или выпустить его модификацию – под ту или иную target-group. А теперь придите в одну из таких корпораций и заявите, что на прежнем месте работы Вы знали о своих клиентах ВСЕ или практически все! Сколько комнат у них в квартире, какой у них компьютер, на каком этаже они живут, в какую школу ходят их дети, в какой булочной чаще всего покупают батон к ужину, в конце концов! Вас оторвут с руками и ногами! Идея понятна – используя географическую близость и точное знание демографической картины Потребителя, Вы сможете предложить именно те услуги, которые будут востребованы. Распечатка оцифрованных фотографий на цветном принтере через сеть, запись CD-ROM из сформированной клиентом директории (через сеть), распечатка и брошюровка конспектов на скоростном лазернике с двухсторонней печатью – через сеть, онлайн-уроки по предметам, проходимым в данный момент в 5-Б классе местной средней школы– через сеть, заказ видеокассет и пиццы – через сеть!

В заключение ответьте мне всего на один вопрос. Вы все еще считаете, что Интернет – это хосты и маршрутизаторы, соединенные скоростными избыточными каналами связи и пр.? Все гораздо проще. Интернет – это сеть, непосредственно протянутая к кошельку каждого из нас.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСУЛЬТАЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ

ТЕЛЕФОН +7 (495) 234-3379

Бесплатный телефон для звонков по России 8 (800) 250-3379
Для звонков по Москве 8 (495) 234-3379